В Сентябре на студии была произведена работа по сведению и мастерингу песни "Пора в путь дорогу" в исполнении Иосифа Кобзона, Лаймы Вайкуле, Льва Лещенко и Владимира Винокура, с которой они участвовали в концерте посвящённом 75-летию Иосифа Кобзона

"Я люблю тебя, жизнь", прошедшем в концертном зале Государственного Кремлевского Дворца, в Москве. Опыт работы над этим материалом заключался в том, что все треки были записаны в разных студиях , и даже в разных городах. В начале планировалось участников проекта, собрать всех вместе в одно время и записать в одной студии, но жизнь вносит свои коррективы. Кто - то заболел. У другого затянулись гастроли. А Иосифа Давыдовича Кобзона вообще в намеченный день вызвали в Кремль, где президент Путин вручал ему орден "За заслуги перед Отечеством". Поэтому всем участникам записи были высланы фонограммы инструментального сопровождения песни и все исполнители записывались в разных местах и в разное время. Лев Лещенко и Владимир Винокур записывались в студии в Москонцерте, режиссер Александр Шантин. Иосиф Давыдович в студии при МВД России, главный звукорежиссёр Гурковский Иван Сергеевич, а Лайма Вайкуле прислала аудиотрек со своим голосом из Риги. Координатором проекта являлась заслуженный деятель искусств России, известный режиссер-постановщик эстрадных и телевизионных концертов Любовь Гречишникова, которая очень помогала своими полезными советами. Все треки я получил в "сухом" виде, без эффектов, в одинаковом битрейте и частоте семплирования, без какой-либо коррекции по динамике и высоте тона. Надо отдать должное этим великолепным исполнителям, они настоящие профессионалы, и редактирование их пения свелось к лёгкому тюнингу отдельных нот и выравниванию некоторых слов, благо и песня очень известная и манера исполнения её всеми участниками приходила к общему знаменателю. Но всё-же пришлось поработать над местами в песне, где одновременно звучат два, три, или все четыре голоса. Чтоб придать песне более ансамблевое звучание, при сведении треков в одно целое, пришлось очень аккуратно и осторожно двигать дорожки относительно друг-друга, дабы не "убить" индивидуальность "мэтров" и сохранить синхронное многоголосие в квартете. Главным сюрпризом при сведении, оказался выбор тональности песни, изначально неудобной для исполнения. Вернее для всех мужских голосов он был удобен, а вот для женских? Лайма Вайкуле вместе с высланной дорожкой своего пения, в комментариях очень переживала по поводу нескольких низких нот. В этих местах голос Вайкуле должен быть соло, и несмотря на и так очень низкий диапазон Лаймы, тембрально не звучал в миксе. Не помогали ни мощная компрессия ни тюнинг низких нот по высоте, голос начинал терять индивидуальность, становился похожим на робота. Конечно-же если бы запись производилась в одно время и со всеми участниками проекта, то тональность песни была-бы легко подкорректирована и мужчины спели бы на тон или полтона выше, и проблема была бы решена. Но что делать сейчас? Перепеть свои партии снова, всем участникам проекта не представлялось возможным, так как до сдачи материала времени оставалось мало - одни сутки, тем более дистанционно. Но выход был найден. Было решено продублировать эти места голосом одного из исполнителей. И этим исполнителем оказался Лев Лещенко. Как истиный рыцарь он пришел на помощь прекрасной даме попавшей в беду. Всего за пару дублей он легко и непринуждённо исполнил вместе с голосом Вайкуле, эти проблемные места в песне. Партия из сольной превратилась в дуэт. Вокал в песня зазвучал "плотно" и красиво. Всё встало на свои места. Концерт прошёл великолепно и был показан по телеканалу "РОССИЯ".

Юрий Румянцев.