Музыка для фортепиано Моцарта и Бетховена.

Часть 2. Освоение Моцартом фортепиано.

Люди начали переходить от использования клавесина на новый музыкальный инструмент, называющийся фортепиано. Первоначально он назывался «пианофорте», в переводе: «громко-мягко» или «мягко-громко», таким образом, фортепиано предоставляет возможность градации звука.

Этот инструмент был изобретен во Флоренции около 1700 года. И мы знаем имя человека, который сделал это – Бартоломео Кристофори. На самом деле после изобретения фортепиано в 1700 году понадобилось еще около 50 лет для того, чтобы это изобретение широко распространилось и постепенно заменило клавесин во всех европейских странах, в том числе и в России. Но, заметьте, первые фортепиано (пианино) были внешне практически идентичны клавесинам. И именно Моцарт был первым значительным композитором, который перешел от клавесина к фортепиано.

Моцарт приехал из Австрийского города Зальцбург, где он был наемным работником, одним из недовольных работников архиепископа Зальцбурга. Полагают, Моцарт был композитором, работающим на фортепиано. И таким же был Йозеф Гайдн, современник и близкий друг Моцарта.

Гайдн сочинял, играя на клавишах, мысли к нему приходили через клавиши. А вот Моцарт играл на клавиатуре, но не сочинял через клавиши. Почему он тогда сидел за клавиатурой? Чтобы показать, что он – музыкант. Людям нужен значок, «иконка», для идентификации. Когда Моцарт сочинял – вы знаете, где он написал большинство своих произведений? Некоторые – на бильярдном столе, но большинство из них – в постели. Это подтверждают его сестра и жена. Когда ему надо было вставать утром, он предпочитал просто оставаться в своей постели, у него был своего рода стол с чернильницей, промокашкой и прочими принадлежностями, и он работал в постели за этим столом с семи до десяти часов утра. Ему не нужно было пианино. Он слышал произведения у себя в голове.

Как бы там ни было, в 1781 году Моцарт окончательно порвал с архиепископом Зальцбурга. Он вырвался на свободу из-под его кабалы и устроился в качестве внештатного музыканта в городе Вена. Это было рискованным гамбитом – быть независимым музыкантом. Если у вас есть знакомые свободные внештатные музыканты, или вы сами являетесь таковым, то вы можете понять, каково это. Необходимо постоянно вращаться в музыкальной «тусовке» - крутиться вокруг различных концертов, пытаясь организовать все как можно лучше, пока вы выстраиваете свой карьерный путь до более стабильного положения. Так что же делал Моцарт, когда попал в Вену? Как он собирался зарабатывать на жизнь? Он делал это двумя путями. Первый – он собирался давать уроки игры на фортепиано аристократам, и второй – он собирался принимать участие в публичных концертах и играть на пианино. Учитель и исполнитель.

И в результате этого, он усовершенствовал и внес вклад в два важных музыкальных жанра – соната для фортепиано и концерт для фортепиано. Сонаты Моцарт писал в основном для своих учеников. Также им созданы 23 оригинальных концерта для фортепиано (с оркестром), которые он написал в основном для себя, как произведения для публичных концертов. Фортепианные концерты Моцарта гораздо сложнее, чем его сонаты, он исполнял их в общественном зале, располагавшимся в казино в Вене.

Это большое здание и у него было большое публичное пространство внутри, и именно здесь он выступал. Здание бывшего казино в Вене существует и сегодня. Это отель Амбассадор в центре города. Почему Моцарт играл в казино? Он играл в казино, потому что там есть деньги. Там, где толпа, там есть деньги. И Моцарт понимал это в восемнадцатом веке и успешно этим пользовался.

Другое место, где он играл – это местный придворный театр, Бургтеатр. Он не был очень большим. Бургтеатр был вместительностью примерно около восьмисот человек. Чтобы играть там, Моцарт должен был нанять оркестр, написать музыку, напечатать билеты, и он вынужден был продавать билеты из собственной квартиры, более того - ему приходилось привозить свое пианино в этот зал, чтобы обеспечить себя инструментом, на котором он играл.

Давайте посмотрим на фортепиано Моцарта (см. иллюстрацию). Это очень небольшой инструмент, как вы можете видеть. Он включает всего пять октав и имеет только одну струну за каждой клавишей. Если вы посмотрите на современный рояль, то фактически увидите три натянутые струны, по которым ударяет один молоточек, но в инструменте Моцарта молоточек ударял только по одной. Это намного меньше, чем необходимо для многообразия вариантов исполнения.

Это собственное пианино Моцарта. После его смерти оно перешло к его вдове, которая отдала его старшему сыну, и, в конечном счете, оно вернулось обратно в Зальцбург и сегодня оно находится там же.

Если вам необходимо записать звук фортепиано таким, каким он был в 18 веке, в эпоху Моцарта, то на студии звукозаписи при помощи специального оборудования вы можете записать уникальный звук старого пианино и многих других исторических музыкальных инструментов.

 Начало истории развития фортепиано вы можете прочитать здесь.