Как правильно пользоваться эквалайзеромЗвучание баса в композиции можно и не услышать, но композиция без баса не прозвучит. Это общепринятая истина, которую прекрасно знают музыканты и звукорежиссёры. Она была особенно актуальна в советское время. Тогда радиоточки, транзисторы, телевизоры не были технически оснащёнными настолько, чтобы передавать звуковую палитру музыки в полном объёме. Безусловно, вопрос, как пользоваться эквалайзером, не стоит, или, по крайней мере, не является первостепенным, если вы представляете запись речи. Здесь в приоритете информация, и достаточно различать то, что говорит спикер. Но если вы презентуете песню или инструментальную композицию, то функция эквалайзера обязательна. Если ею не воспользоваться, качество трека ожидается низким. Это означает, что будет утрачена часть труда тех, кто помогал создавать музыку.

Когда это производится

Звукорежиссура – занятие многогранное, соединяющее в себе многообразие процессов микширования, мастеринг и прочие, которые следуют после непосредственной записи трека. Их суть – доведение композиции до идеального состояния. В каждом процессе, особенно на финальной стадии микширования, особое значение имеет эквализация. Выражаясь доступным языком, это увеличение или уменьшение определённого регистра из общей палитры ансамбля. Главная цель – чтобы все задействованные инструменты проявляли сбалансированность в звучании, и она была донесена до рядового слушателя.

Процесс эквализации подразумевает использование трёх частотных диапазонов:

  • низкие (партии баса, ударных);
  • средние (совокупная ритм-секция – основной аккомпанемент. В эстрадном и рок формате чаще всего включает гитару или клавишные);
  • высокие (голос или солирующий инструмент, которым может быть что угодно, даже бас-гитара, если рассматривать творчество Джако Пасториуса).

Знание, как пользоваться эквалайзером, решит ряд проблем. Работа с ним при сведении трека ансамбля позволяет выгодно выделить звучание соло-инструмента или голоса, а также довести ритм-секцию до идеального уровня, когда она будет хорошо слышна, но при этом не забьёт основные музыкальные фразы.

Фундаментальное значение эквалайзер имеет при нестандартной подаче материала. Например, при использовании в качестве солирующей акустической гитары (домры, скрипки), в то время как в ритм-секции задействуется электрическая. В этом случае эквалайзер даёт возможность оценить красоту звучания инструментов, которые по своей природе являются тихими, и на концертах часто «забиваются».

Важно соблюдать алгоритм процесса

Ответ на вопрос, как правильно пользоваться эквалайзером, можно показать на примере. Для того чтобы работа была эффективной и быстрой, необходимо совершить следующую последовательность действий:

  • 1. Сбросить рычаги эквалайзера на нулевое положение.
  • 2. Предварительное прослушивание. Очень важный этап, позволяющий правильно определить фронт работ. В процессе этого необходимо уделить внимание чистоте звука, яркости и отсутствию раздражающих резких скачков уровня. Все недоработки, режущие слух, нуждаются в устранении. Звук не должен быть «мутным».
  • 3. Установка ширины полосы звучания. В этом плане необходимо не перестараться. Например, как в эстрадных ансамблях, так и рок-группах, барабанам свойственна природная «мутность». Устраняя её, легко свести звучание инструмента на нет. Поэтому для ударных рекомендуется устанавливать узкую полосу, равно как и для аккомпанемента. Это позволит обеспечить полноценное звучание инструментов. В то же время при работе над соло и вокалом следует использовать среднюю полосу с дальнейшей регулировкой.
  • 4. Выявление оптимальной частоты и громкости по всему треку. По ходу работы вам придётся постоянно менять уровни. Необходимо следить, чтобы чрезмерная громкость при поиске идеального звучания не повредила динамики. После всех выполненных действий следует контрольное прослушивание. Желательно сравнить полученный трек с первоначальным вариантом. Следование перечисленному алгоритму гарантирует, что если по окончании работ вы выявили недоделки, то их устранение не займёт много времени.