Музыка для фортепиано Моцарта и Бетховена.

Часть 1. История фортепиано, клавесин.

Итак, мы собираемся рассмотреть вопрос о развитии пианино. Действительно, со времен Бетховена, Моцарта, через эпоху Шопена и Листа до современного рояля, который вы можете увидеть в наши дни, фортепиано претерпело огромные изменения.

 Начнем с Моцарта, потому что он был первым композитором, перешедшим с клавесина на рояль. Конечно, клавесин был основным инструментом эпохи Барокко с 1600 до 1750 года.

На фотографии мы можем видеть голландский клавесин, дошедший до нас из средневековья из Нидерландов (на территории современных Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и части Северо-Восточной Франции).

Возможно, вам даже представлялся шанс играть на клавесине или же вы слышали его звучание, и вы помните, что он производит характерный звук со звенящим эффектом. Таким образом, если в произведении вы слышите звенящий звук клавишного инструмента, то что можно сказать о его музыкальном стиле, в какую эпоху создано произведение? Скорее всего, это стиль – Барокко. Так звук клавесина в произведении – это один из ключей музыки эпохи Барокко.

Но молодой Моцарт именно в это время (1770-1780 гг.) приходит к пониманию того, что игра на фортепиано предпочтительней, из-за одной конкретной проблемы при игре на клавесине. Или же это явилось центральной и основной проблемой? Что же, в сущности, было не так с клавесином? Казалось бы, он хороший и громкий.

Моцарта не устраивало, что при игре на клавесине нет динамики звука (изменения громкости). Да, можно было достичь несколько более высокого уровня, добавив несколько струн, но это было бы слишком громоздко. Также игра legato («гладко»; связно; соединяя один звук с другим) была невозможна на клавесине, и невозможно было достичь кульминации. Таким образом, проблема не только в отсутствии изменения громкости, но и в невозможности плавно соединять звуки, это также очень важно.

Если вам надо записать звук клавесина той поры, на студии звукозаписи при помощи специального оборудования вы можете записать уникальный звук клавесина и многих других исторических музыкальных инструментов.