Один из сложных и интересных моментов в работе звукорежиссера — это установка микрофона для записи звука. Для каждого музыкального инструмента — индивидуально свое положение микрофона.

То есть нужно найти такое положение микрофона в студии, где были бы максимально записаны самые яркие звуковые параметры каждого инструмента.

Микрофон для записи вокала — здесь все понятно. Микрофон расположен возле рта человека. Певец открывает рот, извлекает звуки, поет направленно прямо в микрофон.

Валторна.

 как, например, записать валторну? Сложность в том, что человек встает лицом к звукорежиссеру, а раструб у него уходит к стенке сзади, под мышку. То есть, если просто поставить микрофон прямо, то не будет слышно каких-то красок, обертонов, звук будет тусклый, а не яркий. Поэтому микрофон подставляется к валторне ниже, к раструбу, то есть где-то сбоку и чуть сзади от исполнителя. Смысл в том, чтобы микрофон был направлен в раструб.

Струнные инструменты.

У струнных инструментов тоже свои нюансы. Звук у струнных формируется за счет деки, деревянного корпуса. Секреты великих мастеров — Страдивари, Гварнери, Амати — построены на том, что они хорошо знали дерево, его свойства, его звукопроводимость. И поэтому у каждого скрипичного инструмента свой корпус, свой индивидуальный звук. В звукозаписи самое главное — использовать эти свойства корпуса, микрофон выставлять поближе к корпусу, чтобы слышно было не только струны и смычок, но и резонанс деревянного корпуса.

Виолончель.

Самое удачное положение микрофона для виолончели — это в низу корпуса, где есть эфа (корпус имеет два резонаторных отверстия — эфы, от названия строчной латинской буквы F, на которую они похожи), из которой идет звук. В то же время, важны разные детали, штрихи, которые возникают при нажатии и трении смычка о струну. Таким образом, если микрофон поставить направленно только к эфе, то скрипа смычка о струны не будет слышно. Вывод: надо найти такое положение микрофона, при котором он будет улавливать звук резонирующего корпуса, исходящий из одной из эф, и одновременно близко к тому месту, где звук извлекается смычком о струну.

Скрипка.

Скрипка тоже струнный инструмент, поэтому принцип расположения микрофона такой же, как у виолончели. Учитывая меньшие размеры скрипки, важно поставить микрофон ближе к тому месту, где смычок соприкасается со струной.

Гобой.

Музыкант держит инструмент немного вперед и вниз. И где-то в это же положение нужно устанавливать микрофон, чтоб он ловил потоки звука направленно.

Музыкальный инструмент ложки.

Самый удачный звук, извлекаемый при игре на ложках — это когда стучат так: сверху над ложками рука, снизу — колено. При таком положении стучащие ложки издают характерный русский звук, который присущ нашей русской народной музыке. Положение микрофона, когда исполнитель сидит, направлено к источнику звука, на уровне колена и руки, немного сбоку. То есть ближе к черпательным частям ложек, которые стучат.

Хотя существуют такие микрофоны, которые просто пишут звук издалека, и, соответственно устанавливаются на большом расстоянии от конкретных частей музыкальных инструментов. Для каких целей это делается? Например, при записи произведения, исполняемого большой группой музыкантов. Но солисты, все же, отдают предпочтение звукозаписи с тонкой настройкой положения микрофона — так звук получается красочнее.