Музыкальные лады: мажор и минор

Лад организовывает музыкальные звуки вокруг главной ноты – тоники. Известно большое разнообразие ладов, но мажор и минор самые популярные и распространённые. При прослушивании композиций, написанных в них, можно заметить, что мажор, в сравнении с минором, звучит более радостно. Несмотря на это, множество весёлых композиций выполнено в миноре.

Мажор – это семиступенный лад, устойчивые звуки которого составляют большое трезвучие. Основной признак: третья ступень отстоит от первой на большую терцию.

Минор – это семиступенный лад, устойчивые звуки которого составляют малое трезвучие. Его отличие – третья ступень отстоит от первой на малую терцию.

Ступени музыкального лада

Мажор и минор имеют по семь ступеней, и у каждой из них есть собственное название и отдельная функция:

  1. Тоника.
  2. Нисходящий вводный звук.
  3. Медианта.
  4. Субдоминанта.
  5. Доминанта.
  6. Субмедианта.
  7. Восходящий вводный звук.

Первую, четвёртую и пятую из них называют главными, другие считаются побочными.

Виды

Известно три вида мажора и минора:

Мажор:

  • натуральный;
  • гармонический (шестая ступень понижается на полутон);
  • мелодический (понижаются шестая и седьмая ступени).

Минор:

  • натуральный;
  • мелодический (повышаются шестая и седьмая ступени).
  • гармонический (седьмая ступень повышается на 0,5);

Мелодические лады распространены не так сильно, как натуральные и гармонические разновидности.

Строение

Для тонового строения этих двух ладов характерно:

  • натуральный мажор: 2 тона – полутон – 3 тона – полутон (до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до);
  • минор: тон – полутон –2 тона – полутон – 2 тона (ля – си – до – ре – ми – фа – соль – ля).

Лады с таким строением наиболее часто употребимы в европейской музыкальной культуре.

Как определить ладовое наклонение

Многих начинающих музыкантов интересует, как отличить мажор от минора. Заметное различие заключается в общей окраске их звучания и атмосфере. Нужно слушать произведение очень внимательно, обычно мажорное исполнение воспринимается человеческим слухом как «светлое», «весёлое», а минорное – «лирическое» или даже «грустное».

Письменно первый обозначается словом dur, а второй – moll. При записи тональности это слово прибавляется к названию тоники (C-dur, e-moll).

Стоит также уделить внимание ключевым обозначениям. Кроме того, важно упражняться в различении наклонений на слух, выделять трезвучия. Помогает в этом и игра на музыкальном инструменте: необходимо сыграть ту ноту, которая на большую терцию выше, чем тоника. Если этот звук соответствует общему мотиву песни, есть вероятность, что композиция написана в мажорном ладу.

Для скорейшего запоминания разработано немало специальных упражнений. Они помогают одновременно с изучением теории, тренировкой мастерства игры на инструменте и вокальными навыками.